+7 (495) 12-52-082    +7 (968) 091-58-04     info@GeoPoligon.ru

БПЛА Орлан на Заокском геополигоне

Орлан на Заокском

Первыми, кто приехал на Заокский полигон на летную практику студентов 2014 года,  были СТЦ, с беспилотниками Орлан.

Кроме бензинового БПЛА Орлан 10 был Орлан 1

Никаких Орлан "Орлан-30"

 

 

 

 

Или Орлан-3М

 

 

 

или еще чего интересного не приехало.

 

 

Да и много слухов ходит по поводу сбитых Орланов:

 

 

" 28 мая в зоне проведения антитеррористической операции сбит беспилотный летательный аппарат (БПЛА) с неизвестным химическим веществом. По предварительному осмотру специалистов, аппарат является одним из серийных модификаций БПЛА "Орлан-10″ российского производства с парашютной системой приземления.

 

 

В общем, правда это или вымысел нам никто не сказал, но с учетом массовости производства, а это не одна сотня бортов в год, можно сказать, что данный вид бортов на вооружении у нас есть, хотя глядя на картинку, я не могу сказать, что это именно Орлан.

 

 

 

Скажем Пару слов об Орлане и его военных особенностях:

"Пункт управления БЛА «Орлан-10» имеет возможность осуществлять управление не более чем четырьмя беспилотными летательными аппаратами с одного пункта управления. При необходимости с помощью комплекса, возможно, организовать локальную сеть до 30 операторов для управления полезными нагрузками одновременно запускаемых БПЛА."

из надежного источника узнали что Рекорд полета был аж 16 часов, в это время аппарат, с увеличенным бензобаком и без лишних тяжестей в виде Полезной Нагрузки, кружил над аэропортом.

 

 

Натягивание катапульты для БПЛА Орлан 10

 

Вернемся к полетам, пока шли подготовки к запуску бензинового БПЛА Орлан-10, был запущен Орлан-1.

 

 

 

тот электрический самолет чем-то похож на БПЛА  Суперкам 250 и Суперкам 240-f. Но первой отличительной чертой борта является его запуск с рук.

 

 

 Запуск с рук БПЛА Орлан 1

 

Как видно из видео, запуск процесс не самый простой.

 

Отлетав по маршруту с камерой SonyRX-1, самолет приземлился, не совсем по нашей воле и не совсем, куда мы хотели, но приземлился. Сел на березу в полукилометре от точки взлета из-за заглохшего в полете двигателя. Аппарат нашли и спасли и решили, что ему лучше пока оставаться на земле.

 

 

 

 

А в это время запущенный с эластичной катапульты Орлан 10 уже вовсю бороздил воздушное пространство над геодезическим полигоном МИИГАиКа, с камерой Phase One, которую привез на полигон представитель компании производителя в России.

 

  

 

  

 

  

 

 

 

Смотря на ноутбук Наземной Станции Управления, было заметно, что не во всех точках, где был запланирован кадр, этот кадр делался, с чем это связанно было не очень понятно, лишь можно предроложить, что взаимодействие с новой только что привезенной камерой было не до конца налажено и эта проблема легко устранима.

 

 

 

  

 

Если не считать этого, то весь полет прошел в штатном режиме.

 

C парашютом и подушкой:

 

  

  

 

 

Немного о камерах Phase One с которыми проводил полеты БПЛА Орлан-10 на геополигоне  МИИГАиКа

 

 

 

 " Phase One IXU 150 50-мегапиксельная среднеформатная камера весом 750 граммов и диапазоном чувствительности ISO 100-6400. Представленная в конце апреля, пришла на смену своим предшественницам с большим количеством пикселей, но и гораздо большим весом.

 

 

 

 

Облегчить конструкцию позволил новый материал исполнения корпуса — теперь это магний, что улучшило показатели по сравнению с алюминием на 30 процентов. Сенсор внутри все тот же, производства Sony. Скорость захвата изображения достигает 0,8 кадров в секунду, карты памяти используются формата CompactFlash с поддержкой до 128 Гб. Для быстрой связи с компьютером USB 3.0 и FireWire 800 на борту. Физические размеры устройства без объектива 97,4 х 93 х 110 мм. С новинкой совместима оптика от Schneider-Kreuznach на 28мм, 55мм, 80мм, 110мм, 150мм и 240мм, средний вес каждого от 500 до 1600 грамм.

Также была и вторая камера: Phase One IQ180 - одна из лучших моделей в линейке цифровых задников Phase One последнего поколения. В основе этого цифрового задника использована полноформатная матрица 645 формата с разрешением 80 Mpx, а также хорошо себя зарекомендовавшая технология Sensor+.

 

Sensor+ - уникальная запатентованная технология компании Phase One, которая позволяет снимать на более высоких значениях ISO (до 3200) без повышения уровня шумов, снизить, когда это требуется, разрешение и размер файла. При этом используется вся площадь матрицы, а не ее отдельная часть.

 

 

видеоролик о преимуществах технологии Sensor+ в камерах Phase One

 

 

 

Высокое разрешение матрицы IQ180 практически полностью соответствует разрешению листа формата 4х5 – однако при этом Вы в реальном времени контролируете ход съемки и вносите необходимые поправки, меньше тра меньше тратите времени на постобработку и не тратите время на сканирование. "

Стоимость камер варьируется в районах 30 и 50т. евро соответственно.

Все очень любят сравнивать Орлан-10 и Птеро-См.

 

 

 

 

У Птеро и у Орлана есть свои преимущества и недостатки касательно эксплуатации БПЛА. Но мы теперь посмотрим, в общем, на аэрофотосъемку и преимущества Птеро:

1. Комплекс "Птеро" был изначально ориентирован на гражданский рынок. Причем как с точки зрения конструкции, так и условий поставки, технического обслуживания и гарантий.

То есть БПЛА сориентирован на коммерческого покупателя с его желаниями и задачами. В то время как Орлан строился под военных как средство радиоэлектронной борьбы.

2. Комплекс Птеро-См предназначен для выполнения аэросъемочных работ и в первую очередь для решения топографических задач. Здесь важную роль играет использование автопилота специально разработанного под эти задачи (PteRoBot).

То есть, даже визуально наблюдая за полетами бортов можно увидеть, что Птеро держит аэрофотосъемочные маршруты лучше и летит ровнее, чем Орлан, у которого изначально даже не стояло такой задачи - равно летать.

3. Не менее важный вопрос - полезная нагрузка (камера с системой). Птеро-СМ, как и Птеро-Е5 задумывался для аэрофотосъемки, и было учтено много аэрофотосъемочных нюансов с БПЛА, в отличие от Орлана, который только начал свой аэрофотосъемочный путь и в гражданском пользовании есть всего пару бортов.

                           таблица сравнения ПТеро-СМ и Орлан-10

Модель

«Птеро-СМ»

«Орлан 10»

Изображение

Назначение

Картографическая АФС

Картографическая АФС

Производитель

Россия, Москва

Россия, Санкт-Петербург

Масса пустого, кг

10,5

12,5

Макс. взлетная масса, кг

21

16,5

Длина, м

2,14

2

Размах крыла, м

3,13

3,1

Тип двигателя, потребляемая мощность

Бензиновый (одноцилиндровый, четырехтактный, Saito SG-36)

Бензиновый двигатель, четырехтактный

Максимальная  дальность полета, км

600

1000

Рабочая высота
полета, м

80-3000

100–5000

Практический потолок (высота), м

3000 (максимальная высота старта над уровнем моря — до 2000)

6000

Время полета

6–8 часов (при  полезной нагрузке 3 кг)

10 часов

Скорость (крейсерская, максимальная), км/ч

Крейсерская 85–115;
максимальная 170

Крейсерская 110–150

Старт

Автоматический с пневматической катапульты

С механической катапульты

Приземление

На парашюте в автоматическом режиме с амортизационной подушкой

На парашюте в автоматическом режиме с амортизационной подушкой

Режимы полета

Автоматический, полуавтоматический с возможностью корректировки маршрута в полете

Автоматический, полуавтоматический с возможностью корректировки маршрута в полете

Автопилот

PteRoBot (собственная разработка)

Есть

Модель камеры (кол-во пикселей)

Nikon D800 (36 Mpix) с калиброванной оптикой

Canon EOS 5D Mark II (21 Mpix), камера собственной разработки (29 Mpix) с электронным затвором с калиброванной оптикой

Максимальное разрешение фотографий, см/пиксел

0,8 (при минимальной высоте 80 м и объективе с фокусным расстоянием 50 мм)

1,5

Инерциальные системы (IMU)

Есть

Есть, собственная разработка

GPS-приемник

Есть, двухчастотный GPS/ГЛОНАСС- приемник на базе NovAtel OEM615

Есть (JAVAD TRE-G3T)

Диапазон рабочих
температур, °C

От -30 до +40

От -30 до +40

Дополнительная полезная нагрузка

Тепловизор InfraTec VarioCAM 640hr; фотовспышкасобственной разработки для ночной съемки с высот 100–150 м; другая полезная нагрузка весом до 5 кг

Тепловизор Tau640;видеокамеры 2 Mpix с записью на борту или возможностью передачи видео по радиоканалу

Ограничения скорости ветра при старте/посадке, м/с

при посадке — 8 м/c;
при старте — 8 м/с

10

Гарантии производителя

12 месяцев или 100 взлетов-посадок или  150 часов налета в пределах гарантийного срока.

12 месяцев

Комплект поставки

БПЛА с аэрофотографическим
модулем, комплект для запуска
(пневматическая катапульта с
баллоном для заправки и
пневмоарматурой), наземный
пункт управления (наземная
станция, модемы ближней и
дальней связи, ноутбук),
ПО для составления полетного задания и просмотра полетной информации,
комплект документации,
транспортировочные кейсы: с БПЛА и оборудованием весом 71,0 кг, с наземной станцией и оборудованием
весом 29,5 кг.

2 БПЛА в кейсе, наземный пункт управления, пусковые устройства, комплект ЗИП, специальное ПО, сменные полезные нагрузки

Стоимость, тыс. руб . (на лето 2013 года)

3 750 (доступен на складе)

 5 000

Обучение эксплуатации

155 288 руб. (2 человека)

Нет данных

Характеристики информационного канала

Ближний канал: частота 866 МГц, радиус действия при высоте полета 500 м — до 15 км;
Дальний канал: частота 433 МГц, радиус действия при высоте полета 500 м — до 75 км.

Радиус действия канала связи — 150 км

 

   

 

   

                                                   

 

       

 

 

 

после полетов облака сгустились над полигоном

 

 

Фото МИРы для космических спутников ДЗЗ

 

После полетов Орлана мы были приглашены на чемпионат России по пилотажу на самолетах в Дракино и заодно на демонстрацию аэрофотосъемочного комплекса на базе мотодельтаплана:  Азимут-2М, в состав, которого входят:

1.     Мотодельтаплан Азимут(производство фирмы «Воздушный мост», Российская федерация, 2010г.);

2.     Цифровой аэрофотоаппарат Hasselblad(Хассельблад)H4D-60 aerialc объективами 35, 50 и 100 мм. (Производство фирмы Hasselblad, Швеция, 2011г.);

3.     Гиростабилизированная платформа АэроСтаб-3(AeroStab-3, производство фирмы GGSGmbH, Германия, 2012г.);

4.     Система планирования маршрутов и управления полётом АэроТополь (FMSAeroTopoL, производство фирмы GGSGmbH, Германия, 2012г.).

5.     Система определения координат центров фотографирования с помощью спутниковых приёмников NovAtelProPakV3(производство фирмы «NovAtel», Канада, 2008г.).

6.     Лётно-технические характеристики  мотодельтаплана Азимут:

 

 

           Рис. 1.  Мотодельтаплан Азимут                    

 

        площадь крыла       .     .   .   .   .  .  16,5 кв.м.

        размах крыла     . .     . .   .  .  .  .  .    10,14 м.

       масса пустого мотодельтаплана  .  . 230 кг.

       максимальная взлётная масса  .  . .   511 кг.

       мощность двигателя  .   .  .   .   .  .  .  100 л.с.

       скороподъёмность .   .   .  .  .  .   .  5 м./с.

       диапазон полётных скоростей  . 59 - 125км./ч.

       высота фотографирования  .   от 200 до 3000 м.

       емкость топливных баков  .   .   .     50 литров

       расход топлива  .   .   .   .   .   .   .       8 л./час

       взлетно-посадочная дистанция (от на

       (чала разбега до набора высоты 15 м) - 250 м.

 

 

              

        

 

 

 

О преимуществах и экономической выгоде можно    прочитать в соответствующем разделе " Аэрофотосъемка с мотодельтаплана "