+7 (495) 12-52-082    info@GeoPoligon.ru

БПЛА Птеро-СМ в Ноя́брьске

Ноя́брьск — город окружного подчинения в России, в Ямало-Ненецком автономном округе, второй по численности населения город округа (после Нового Уренгоя), один из немногих российских региональных городов, превосходящих административный центр своего субъекта федерации (Салехард) как по численности населения,

так и по промышленному потенциалу,  расположен в центральной части Сибирских Увалов, на водоразделе рек Обь и Пур, численность населения на январь 2014г – 107 447 человек.

Город находиться буквально в нескольких километрах от полярного круга, для кого-то это звучит как “полярные надбавки”, но для нас это пока звучало как "белые ночи" (дело было в 20-ых числах июня)

 

 

 

Поехал я туда после конференции Геомир в Ухане (Китай), где выступал с докладом о мультроторных БПЛА и разработке: "МИИГАиК Х4"

 

 

 

 

 

А в это время в МИИГАиКе проходил юбилей – 235-летие, поздравляли даже космонавты с орбиты. Попутно вспомнили и про мои скромные заслуги.

 

 

 

Город в принципе как город, если не замечать хвалы Газпрому на каждом углу (в некоторых небольших северных городах это своего рода религия). Цены выше,  люди добрее, дети играют без присмотра – спокойствие, в общем. И тут мы вторгаемся в это спокойствие со своими 5-ю кейсами, в которых спрятан великий и могучий бензиновый БПЛА Птеро-СМ.

  Загрузив на склад  Газпрому наш самолетный БПЛА, мы отправились искать воздух, который можно было бы заправить в баллон для катапульты и бензин АИ-92 для моторчика. В самолет протащить это было нельзя, и приходилось, изначально, промывать бензобак спиртиком и получать в аэропорту печать,  о том, что наш подозрительный груз осмотрен безопасниками и ничего лишнего мы в емкостях не утаили.

 

 

 

На следующий день, вернувшись на склад Газпрома, мы вдруг поняли, что одно дело привезти что-то на склад Газпрома и совсем другое это от туда забрать, но просьбами из разряда – честное пионерское мы все же утащили со склада свои 5 кейсов.  Для транспортировки нас и нашего БЛА самолетного типа, нам выдали водителя с Нисан Пикапом, и наш главный чемодан размером в длину полтора метра прям таки идеально туда не влез, так и проездили с открытым багажником.

 

 

 

На следующий день мы поехали на боевой вылет – задача стояла отснять 150км трубопроводов (это еще туда  и обратно, чтоб стереопару получить) в поле и вдруг начало приходить понимание, что поля то нет.  Здесь либо не высокий лесочек, либо болото,  откатав туда-сюда пару десятков км, мы решили запускать с обочины дороги прямо в поле,  а сажать планировали прямо в это болото-поле и быстренько за ним бежать в случае ухода самолета под воду.  В принципе, как наверно заметил читатель, план был весьма прост. Но тут ветер подул беспилотнику в хвост (самолет должен взлетать навстречу ветру),  казалось бы, перетащи самолет на другую сторону обочины и взлетай, но другая сторона обочины оказалась очень непроста – маленькая и обрывистая.

 

 

Решили просто развернуть самолет так, чтобы он был носом к дороге, самолет стал и по ветру и  с нормальным углом для взлета 350.  Но вот незадача, спецтранспорт Газпрома, который ехал один за другим и часто весил несколько десятков тон, потоком ветра с водой, проезжая в метре от самолета, просто глушил только что заведенный двигатель.  И вот когда двигатель у Птеро СМ прогрелся и перестал глохнуть от фур,  зарядил такой дождина, что весь операторский состав смыло в машину.  Но ненадолго, ветер, выходивший за рамки приличия, сорвал 20-ти килограммовый самолет с 15-ти килограммовой катапультой вбитой в землю 2-мя колышками и понес в овраг. Тут то - мы и помчались,  когда мы догнали самолет в овраге, первым, что надо было сделать, это отключить питание, для этого надо взять и перевернуть самолет,  а его несет вместе с нами. Решили отцепить крылья,  не можем их положить в ящик, потому что нас мотыляет по дороге вместе с этими крыльями.  Надо еще и бензин из самолета слить, а дождь хлещет, так что, кажется, капли насквозь проходят. Так или иначе, а все собрали, погрузили и поехали. В машине пришлось сидеть голыми, так как одежда была насквозь мокрая и ехала с нами в багажнике пикапа.  Рядом с нами все время пока мы готовились, стоял УАЗ Патриот,  мы подумали, что это Суперкам, который периодически летает в этих краях, они стояли почти час, наблюдая за нами, но когда 30 кг  конструкцию свалило в кювет, они поняли, что интересней уже не будет и удалились восвояси.

 

Приехав домой настало время подводить итоги дня.  Для начала открыли лючки крыльев, их по 2 на каждом крыле и внутри оказалось сухо, что не могло не радовать.  В итоге все полости самолета оказались сухими, кроме люка, где находилась подушка спасения, ее изрядно намочило. Захватив ее, и на всякий случай парашют, мы ее просушили и заново уложили. Кроме нескольких новых царапин на борту и расшатавшейся антенки ближней связи, которая на всякий случай была заменена, последствий для самолета и наземной его части не выявлено.

Так что мы упаковали уже ставший чистым самолет и стали ждать погоды,  а наш  МР (Местный Режим) подходил к концу!

 

Вечерняя прогулка плавно переходящая в утреннюю,все-таки белые ночи, познакомила меня с местными коптеристами-назоводами, засталя их на съемках клипа о городе Ноябрьск на вечном огне, в котором, собственно говоря, и засветился.

 

 

 

Встреча получилась из разряда 'коптерист везде коптеристов найдет'.

У ребят большие планы по поводу мультироторных БПЛА и первый, и самый главный план это внедрение мультироторных аппаратов в систему мониторинга за добычей на месторождениях нефти и другие задачи мониторинга в интересах  Газпрома, в этом мы и желаем этой команде удачи.

 

Продолжив путешествие по городу, я встретил 2 основных местных особенности:

1-ая это большое количество деревянных столбов, иногда даже очень красивых и что-то символизирующих...

 

  

 

и 2-ая это провода, тянущиеся из каждого окна к специальным столбикам для прикуривания, которые стоит у каждой машины во дворе, для разогрева двигателя зимой, и не только во дворах, но и на любых парковках по городу, иногда вообще без видимой на то причины на всякий случай посреди поля.Фишка конечно не Ноябрьская, а в целом Сибирская, но столкнулся я здесь с ней впервые, летом они розетки отключают и, гуляя на улице, подзарядить телефон у меня не получилось.

 

 

  

 

Также запомнился национальный костюм, с защитой от солнца

 

 

На этом я закончу рассказ, так как мы оттуда через пару дней уехали, а все отсняли мы в следующий приезд.

 

В выводах хотелось бы отметить:

Самолет Птеро может эксплуатироваться в непростых условиях, но надо разделять непростые условия и совсем экстемальные.