+7 (495) 12-52-082    +7 (968) 091-58-04     info@GeoPoligon.ru

Сравнение мультикоптеров МИИГАиК Х4, Геоскан 401 и Суперкам Х8

В последние годы беспилотники стали очень популярной темой. А САМОЙ ПОПУЛЯРНОЙ темой из темы БЛА стали мультикоптеры (они же мультироторы, коптеры, дроны, квадро-гексо-окто и т.д. коптеры). Популярность свою они завоевали не случайно, а благодаря простате и надежности конструкции и простоте в ремонте.

Простой коптер можно собрать из двух алюминиевых реек из Леруа Мерлен и необходимой RC атрибутикой за пару сотен долларов с китайских сайтов. Да и купить квадракоптер для аэрофотосъемки не сильно затратно, тотже DJI Phantom за 20т.р.

 

Но я хотел бы заострить внимание не на домашних поделах армии коптеристов, а на последних разработках достаточно серьезных компаний занимающихся аэрофотосъемкой. На момент написания статьи, а это начало апреля 2014 года свет увидели 3 новеньких мультироторных БЛА, а именно:

Геоскан 401 от Питерской "Плаз", Supercam Х8 от Unmenned из Ижевска и МИИГАиК Х4 из Москвы. По названию последнего можно сказать, что он был создан в университете геодезии аэрофотосъемки и картографии, но в действительности все немного сложнее, так как аппарат частично собирался в Питере, частично в МИИГАиКе и при этом имеет весьма не навязчивое, но отношение к АФМ-Серверс с их беспилотниками "Птеро". Видимо для создания этого аппарата и был подписан документ о сотрудничестве между МИИГАиКом и АФМ-Серверсом. Здесь также можно было сказать о беспилотнике Zala 421-22 пришедшем на смену Zala 421-21, но он вышел в предыддущем году и поэтому в конце данного обзора скажем о нем пару слов.

 

Ну теперь по порядку: Геоскан 401 разработанный Питерской фирмой "Плаз" по ходу выхода в серию притерпел некоторые изменения.

 

1

 

Геоскан 401 на геофоруме (просто вариант для демонстрации: мозг Наза, моторы на подвесе не перемотанны)

 

 

3Д модель аппарата, в то время лучи должны были отстегиваться.

 

 

Тестовый образец аппарата GeoScan 401

 

 

Рабочая версия аппарата.

 

В результате аппарат все же стал карбоновым, вопреки мнению некоторых разработчиков, приверженцев использования легко ремонтируемого и недорогого анодированного алюминия.

 

 

 

 
 
 
 
 

Впервые аппарат был анонсирован на Геофоруме в 2013г. С тех пор прошла большая работа по созданию аппарата. Фирмой аппарат создавался практически с нуля с присутствием полного производственного цикла у компании, от автопилота с собственным софтом до винтов и аккумуляторов. Были, конечно, закуплены моторы и некоторая фурнитура (например, липучки для аккумуляторов), выпуск которой фирмой, просто необоснован. Аппарат напоминает классику жанра Microdrones md4-1000, конечно у Геоскан 401 не такой красивый корпус, но фирма Геоскан больше ориентирована на производство, поэтому это можно простить. Да и размер в сложенном виде у аппаратов сильно различается, посмотреть на габариты Microdrones md4-1000 - здесь, а сориентироваться по ценам можно - здесь.

 

 

 

В качестве результатов съемки полученных с аппарата Геоскан 401 часто демонстируют эти фотопланы и 3д модели (ЦММ).

 

 

Детальные 3D-модели локальных объектов (На фото - Гатчинский дворец)

 

 

 

На самом деле, этот аппарат к этим снимкам не причастен, но мы вас уверяем, что он так тоже может и даже лучше!

 

 

Теперь пару слов о МИИГАиК Х4

 

Возьмем немного текста из его описания, которое отражает суть аппарата: “Мультироторный БПЛА “МИИГАиК Х4” - представляет собой отечественный аналог модели DraganFlyer X4-ES (США).

 

 

Пришедший на смену аппарату «Джигирнаут», «МИИГАиК X4» был создан в сотрудничестве со специалистами Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (СПбГУАП), он может нести полезную нагрузку до 0,5 кг (например, фотоаппарат Sony-Nex или тепловизор TinyCam -640) на двухосевом электромагнитном подвесе с системой гиростабилизации. Аппарат имеет цельную углепластиковую (карбоновую) раму, в которой размещена вся электроника, защищенная корпусом БЛА от осадков, а также 17-дюймовые углепластиковые винты, не подверженные флаттеру и обеспечивающие устойчивость на больших скоростях и при сильном ветре. Внутри корпуса находятся два аккумулятора общей емкостью 22 ампер-часа, которые помимо автопилота и моторов питают всю дополнительную полезную нагрузку. Размещение аккумуляторов внутри корпуса дает преимущества при эксплуатации БЛА зимой за счет того, что выделяемое ими тепло остается внутри корпуса, не давая питающим элементам остыть, что обеспечивает возможность полного использования их емкости.

 

 

 

 

 

 

Действительно по красоте рамы он не уступает никому, такую раму для мультироторного БПЛА в подвале не сделаешь. Все отсальные плюсы тоже на лицо. Размах винтомоторных групп 17 дюймов против порядка 28 у Геоскан 401. В теории винтомоторная группа с большим винтом обладает большим К.П.Д. что увеличивает время полета, но большие винты обладают большей инерционностью, что в "-" сказывается на стабильности. Геоскан 401 все же тежелее на несколько килограмм и при одинаковой полезной нагрузке по времени полета будет выигрывать. В первых числах июля на Заокском полигоне пройдут показательно-испытательно-учебные полеты, на них будут присутствовать как Геоскан 401, так и МИИГАиК Х4, где можно будет за ними понаблюдать и самим сделать выводы по поводу удобства эксплуатации, времени полета, больших винтов и получаемого результата.

 

 
 
 
 
 

 

 

 

Supercam Х8 из Ижевска, тоже менял свой облик по ходу жизни

 

 

Так он выглядит на рекламных брошюрах зимой, в начале 2014 года (тут он еще 6-ти моторный)

 

 

 

 

Был еще один промежуточный аппарат, что-то среднее между двумя аппаратами выше.

 

 

 

 
 
 
 
 

Supercam Х8 пришел на смену их мультироторному БПЛА "Серафим" (или Supercam X6),

 

 

 

как две капли воды похож на Zala 421-21,

 

 

 

которая в свою очередь очень похожа на набор для самостоятельной сборки от microcopter. Да и сама рама Supercam Х8 чем-то напоминает складную раму Tarot. Но ребята из Газпрома, которые летают на Supercam 250 и Supercam 350, из рассказа про "Суперкам и Газпром", уже успели оценить эти аппараты и сказали, что вообще все в норме, а как говориться: довольный покупатель - это главный показатель.

 

Теперь, как и обещал, пару слов о Zala, аппарат выглядит тяжелым, 8 винтомоторных групп рассчитанные под 17-ти дюймовые винты и полезнную нагрузку до 2 кг, в общем, аппарат весит более 8 кг, время полета заявлено 40 минут, думаю, что это надо очень нежно висеть на месте. Но главным плюсом аппарата, является мультивыборность и кросс-платформенность полезной нагрузки, что является очень правильным эксплутационным решением. И теперь все варианты полезной нагрузки, которые подходят на беспилотные самолеты Zala, подходят и на их же мультикоптеры. Цена у продуктов Zala отличается от описанных выше, а возможностей больше не стало.

 

 

 

Как видно по размерам коробки, аппарат складной и на нем не установленны аккумуляторы, липучки сверху как раз для них.

 

 

 

Варианты полезной нагрузки для БПЛА “Zala”.

 

Все мультиротрные беспилотники с камерами описанные в этом посте могут летать по маршруту и снимать необходимую площадь с нужным перекрытием, самостоятельно возвращаться в точку старта и автоматически садиться, если коначается заяд баттареи, кто-то легче ремонтируется, а кто-то красивее, но они по прежнему не оснащены системами ухода от сталкновений, и компьютерным зрением, в первую очередь пото му что для сферы в которой подразумевается их применение: мониторинг, МЧС и МВД, кадастр и топография, эти функции пока не особо нужны, а любое усложнение конструкции ведет к уменьшению его надежности.

 

 

Таблица сравнения ТТХ БПЛА мультироторного типа 2014 года выпуска:

 

Модель

Геоскан 401

МИИГАиК_Х4

Суперкам Х8

  Изображение

Рабочий размер, мм

1010х1010х440

520х530х350

1020х1070х420

Скорость горизонталь-ного полета, м/c

30 км/час

12,5(45км/ч)

15(54км/час)

Рабочая высота полёта над уровнем земли, м

10-350

5-200

10-500

Воздушный потолок, м

2000

2500

1000

Продолжительность полета, мин.

40 - 60

50-70

30-50

Максимальный взлетный вес, г

6500

4000

8000

Максимальная масса полезной нагрузки, г

2000

1200

3000

Взлетная масса, г 

4000

2300

5000

Допустимая скорость  ветра, не более, м/c 

10

10

12

Количество винто-моторных групп

4

4

8

Складной

Складной

Неразборный

Складной

Цена в тыс.руб.

750

300-500

920